Индийская молитва

Хамса — это древний талисман, амулет, защищающий от сглаза, это «рука защиты» или «Длань Божья». Заметим, что, в общем случае, талисман — это предмет, несущий магические символы. Его предназначение — защищать своего хозяина или наделять его сверхъестественными силами. Само же слово «талисман», восходящее к греческому корню «телео», означает «достичь, завершить, привести в действие». Хамса представляет собой стилизованное изображение руки. Но это не анатомическая копия ладони, а три поднятых пальца в середине с двумя симметричными большими пальцами по бокам. Происхождение хамсы, как руки, отводящей дурной глаз, как символа благословения, удачи и счастья, неизвестно. Мотив этот встречается повсеместно — в Азии, в Африке, в Америке, однако чаще символ воспринимается как восточный, название которого и в арабском, и в семитском восходит к понятию «пятерня».

индийская молитва

Подробней в видео:

Арабы считают хамсу своей, называют ее «рукой Фатимы», единственной дочери пророка Мухаммеда, и рисуют на ней мусульманский полумесяц. Рассказывают, что однажды Фатима готовила сладости в саду, помешивая халву на огне, а ее муж Али вошел в дом с новой, второй, женой. Фатима, пораженная в самое сердце, уронила ложку и продолжила помешивать горячую халву рукой, не замечая боли. С тех пор ее рука стала символом терпения. Евреи же, в отношении хамсы, тоже претендуют на первенство и называют ее «рукой Мирьям», сестры Моисея и Аарона. Всевидящее Око» в центре ладони — это воплощение Промысла Божьего. Амулет в виде ладони символизирует букву «хет» — пятую букву ивритского алфавита. Хет», которая представляет собой и одно из священных имен Бога, соответствует цифре 5. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего.

Хет», как и «хай», обозначает также и «жизнь». Здесь прослеживается связь с украинским «хай живе». А выражение «подняли хай» означает, что жизнь кипит.

Индийская молитва

К тому же число пять традиционно соотносится с человеком — это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием. Приветствие в виде поднятой ладони означало в Палестине пожелание доброй жизни. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил. Другая формула против дурного глаза на арабском языке звучит как — khamsa wa-khamis . Финикийцы ассоциировали хамсу с «рукой Танит», супругой Бааля или Владыки, лунной богиней, покровительницей Карфагена. На Кипре же ее связывали с Афродитой.

А если мы обратимся к джайнизму — одному из древнеиндийских философских учений, возникшему в VI веке до н. Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны. В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».

Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия». В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции. Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания — левая. Считается, что прикрепленнная на красной «каббалистической» нитке она обладает большей силой. Считается, что синий или голубой цвет хамсы лучше защищают от дурного глаза, потому зачастую мы видим амулеты именно такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков — от синего до бирюзового.

В таком амулете воплощен сдвоенный, а потому и наиболее эффективный, символ наилучшего человеческого существования — он объединяет всезнание и всемогущество. Здесь также отметим цвет — именно синее Око считается наилучшим щитом от проклятия и сглаза. В Древнем Египте его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока», способна рассеять всех противников. Заметим, однако, что существует некоторое различие между правым и левым божественным Оком. Для коренных американцев, по некоторым предположениям, глаз в руке символизировал способность предвидения. Почти 50 лет назад антрополог Кларенс Мур обратил внимание на наличие «символа открытых глаз на ладони» как в Мексике, так и на юго-востоке США.

В буддизме же — символ сострадательной мудрости. Здесь к Таре, бодхисаттве и богине состарадания, обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице и защитнице, проявляющей ко всем существам милосердие и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. А амулет «Всевидящий защитник» до сих пор используется в Тибете для изгнания страха и угнетения. Let this home be filled with the blessing of joy and peace — Пусть этот дом будет наполнен радостью благословения и мира. Одной из первых моих кулинарных удач был пасхальный кулич. Имение было очень богатое и большое. Бабушка Паша была у Бронштейнов кухаркой. Но не простой, а «белой кухаркой».

С тех пор все женщины в нашем роду вкусно готовят. Ее муж Алексей был столяр-краснодеревщик: делал очень дорогую и красивую мебель для всего города. К Пасхе он сколачивал ящик, засыпал его землей и сеял в него травку. К Пасхе травка всходила: ярко-зеленая, свежая. Тогда посередине короба ставили большой ведёрный кулич, который обкладывали крашенками. Как-то раз на Пасху бабушка приболела и послала своего мужа освящать пасхи и куличи к заутрене. А он был не особо верующий и просто зашел за угол, посидел-покурил, а когда начали звонить после службы и люди потянулись обратно с освященными куличами и пасхами, принес всё домой.

Прошло 30 лет, и дед умер во время голода. И умирая, дед признался, что тогда не освятил куличи. Как только я узнала, что баба Паша была такой искусницей в пасхальных яствах, я поставила своей целью найти тот самый рецепт заварного кулича, который она выпекала. К сожалению, ни у мамы, ни у бабушки ничего подобного не нашлось, не сохранилось. Я перерыла огромное количество кулинарных книг, нашла и дореволюционное переиздание со всевозможными рецептами, но того, который описывала бабушка Тома, не находилось. И вот накануне Пасхи 1998 года муж возвращался домой на электричке и купил у какой-то старушки газетку. В ней-то, в рубрике старых рецептов, я и обнаружила то, что искала. Когда я начала его читать, у меня сразу сердце сильнее забилось: «Это он!