Молитва провозглашения

Православный мир оказался в центре внимания политиков и СМИ в связи с инициативой президента Украины Петра Порошенко о создании «единой поместной церкви». Отец Николай, почему вопрос о предоставлении независимости той или иной Церкви не имеет раз и навсегда определенного четкого ответа — нет соответствующих основополагающих предписаний? Поэтому, когда на Родосе в 1961 году началась подготовка к Всеправославному Собору, данная тема по общему согласию была внесена в каталог вопросов для обсуждения. Шамбези, близ Женевы, в 1993 году. К этому времени восемь Поместных Православных Церквей представили свои доклады по теме «Автокефалия и способы ее предоставления». В разнообразии мнений можно было выделить две концептуально разные позиции. Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский патриархаты и Элладская Православная Церковь подчеркивали приоритет компетенции Вселенских Соборов и Поместных соборов Константинопольского патриархата в предоставлении автокефалии.

Подробней в видео:

Московский, Румынский и Болгарский патриархаты, а также Польская Православная Церковь исходили из самостоятельного права каждой автокефальной Церкви даровать автокефалию своей канонической части. Однако в ходе обсуждения удалось договориться о главном: нет автокефалии без волеизъявления церкви-матери, то есть той Поместной Православной Церкви, к которой в настоящее время принадлежит ее часть, желающая получить автокефалию. И нет автокефалии без всеправославного согласия, которое «выражается единогласием Соборов автокефальных Церквей». При достигнутом полном единодушии Церквей в отношении этих принципов оставалось договориться о процедуре, деталях процесса. О каких деталях в первую очередь идет речь? Было отмечено полное совпадение взглядов относительно необходимых канонических условий провозглашения автокефалии какой-либо Поместной Церкви, т.

Церкви-Матери, обеспечения всеправославного консенсуса и роли Вселенской Патриархии, а также других автокефальных Православных Церквей при провозглашении автокефалии. Церковь-Матерь, получая просьбу от подчиненного ей церковного региона, оценивает существующие экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии. В случае, если Поместный Собор в качестве высшего церковного органа даст свое согласие, он вносит соответствующее предложение Вселенской Патриархии для поиска всеправославного консенсуса, информируя остальные поместные автокефальные Церкви. Вселенская Патриархия, согласно всеправославным установкам, патриаршим посланием доводит до всеобщего сведения все, связанное с конкретной просьбой, и добивается всеправославного консенсуса. Всеправославный консенсус выражается единогласием Соборов автокефальных Церквей. Выражая согласие Церкви-Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей Церкви изданием Патриаршего Томоса. Предстоятелями всех автокефальных Церквей, но в обязательном порядке предстоятелем Церкви-Матери. Межправославной комиссией, которая должна найти по нему единую позицию Поместных Православных Церквей, завершив тем самым свою работу по данному вопросу». Таким образом, при полном согласии в основополагающих принципах предстояло договориться о том, как именно провозглашается автокефалия, предоставляемая по общему согласию всех Поместных Церквей: кто и как подписывает соответствующий документ.

После этого, однако, процесс совместной работы приостановился. Что помешало полностью согласовать процедуру и окончательно решить этот вопрос? После 1993 года Константинопольская Церковь, председательствующая в МПК, не созывала ее заседаний шесть лет, а когда такая попытка была предпринята в 1999 году — помешал разразившийся тремя годами ранее эстонский церковный кризис. Но впоследствии переговоры Церквей по этой проблеме возобновились. Прошло еще девять лет, прежде чем в 2008 году Константинопольский патриархат отказался от прежних требований. Выражая согласие Церкви-Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей об этом Церкви посредством издания Томоса об автокефалии. Этот Томос подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом».

Здесь еще более усилен акцент на всеправославном согласии как условии автокефалии. МПК для «изыскания единой позиции Церквей». Почему же способ подписания Томоса об автокефалии не определен до сих пор? Вопрос о способе подписания Томоса обсуждался на МПК в 2011 году, но полного консенсуса Поместных Православных Церквей по нему достигнуто не было. А ведь консенсус всех общепризнанных автокефальных Церквей был основополагающим принципом всех предшествующих мероприятий по подготовке Всеправославного Собора. Все Церкви были согласны, что подписывать Томос должны все предстоятели.

Патриарха при этом будет занимать первое место. Но делегация Константинопольского патриархата настаивала, что подпись Вселенского Патриарха, кроме того, должна быть еще и специальным образом выделена. Из-за непреодоленных разногласий по такому, в общем, второстепенному вопросу тема автокефалии не была вынесена на рассмотрение Всеправославного Собора. Согласно решению, принятому на Собрании предстоятелей, которое состоялось в Стамбуле в 2014 году, данный вопрос должен был дополнительно обсуждаться в рамках вновь учрежденной Специальной межправославной комиссии, чтобы, в случае достижения консенсуса, быть рассмотренным на Соборе. На новом Собрании предстоятелей, которое прошло в Шамбези в январе 2016 года, Русская Православная Церковь настойчиво предлагала довести до конца то немногое, что оставалось согласовать в вопросе о предоставлении автокефалии, чтобы принять окончательное решение на Соборе. Но Константинопольский патриархат опасался, что это может привести к задержке созыва Собора. Тем не менее Патриарх Константинопольский Варфоломей заверил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что ни на самом Соборе, ни после него Константинопольским патриархатом не будут предприниматься действия, связанные с легализацией раскола или предоставлением автокефалии на Украине. Но Собор на Крите так и не стал Всеправославным.

Это окончательно отложило решение вопроса об автокефалии? Антиохийская и Иерусалимская Церкви оспаривают право на приходы в Катаре. Она не отменяет того факта, что по главным вопросам предоставления автокефалии — о роли Церкви-матери как инициатора процесса, о непременном консенсусе всех Поместных Церквей, выражаемом единогласием их Соборов, — общеправославное согласие, или, словами документа, «полное совпадение взглядов», было достигнуто еще четверть века назад. 25 мая 2018 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято Обращение к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине. Здесь уже явно просвечивается попытка использовать церковные вопросы в политических играх. Сейчас мученическая Украинская Церковь — там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, — оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием, — подчеркнул Святейший Патриарх Сербский Ириней. 9 мая 2018 года состоялось заседание Собора Епископов Польской Православной Церкви, на котором рассматривалась информация по вопросу об автокефалии Церкви на Украине. В апреле 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу Президента этой страны П. Порошенко об обращении к Патриарху Константинопольскому с просьбой о создании на Украине автокефальной Церкви.

Матери как инициатора процесса, молитва провозглашения это может привести к задержке созыва Собора.