Молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего

В течение Великого поста в храме звучит множество молитвословий, песнопений, которые не раздаются под его сводами в какое-то другое время. Сирии, как можно догадаться по его наименованию. Человек очень часто, забываясь, полагает, что владыкой своей жизни является он сам. Человек очень часто, забываясь, полагает, что владыкой своего живота, то есть своей жизни, он является сам. Когда наша жизнь пуста и добрыми делами не наполнена, ее стремится чем-то наполнить враг. Далее в молитве следуют такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего

Подробней в видео:

Это именно так потому, что праздность рождает огромное количество других, следующих за ним зол. Затем мы просим, чтобы Господь не дал нам духа уныния. Пока человек не унывает, он борется, он трудится, он как-то бьется. Помните лягушку из сказки, которая упала вместе с подругой в кувшин с молоком? Есть такой замечательный пример в одном из патериков.

Сказал: ныне отпущаеши меня — есть такой молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего пример в одном из патериков. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь. Как только увидим, но остается в тиши. Следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, по свидетельству слова Божия, а побежденный страстями не избежит оков печали. Но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Которыми в настоящем веке пользуемся, о прелести и о иных молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего предлогах.

Молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего

Некий отец своего сына отправил трудиться на поле. Тот пришел на назначенное место, увидел, что поле огромное, все заросло какими-то сорняками, и понял, что ему не по силам его от сорняков очистить и тем более не по силам чем-то потом засеять. Он впал в такое уныние от этого, что лег спать. В унынии нужно обязательно Бога благодарить. Конечно, бывают особые состояния, когда уныние является следствием бесовского искушения, когда наша душа чувствует себя так, будто ее кто-то буквально сжимает, мучает и давит, но такие периоды все-таки бывают не очень длительными. Богу, чтобы Он от этого уныния нас освободил. Нет более прямого пути к погибели, нежели добиваться начальства, не будучи к нему призванным. На самом деле это совершенно не так.

Просит преподобный Ефрем, чтобы Господь не дал ему и духа празднословия. Празднословие отчасти сопряжено с праздностью, а отчасти сопряжено и с унынием, и с любоначалием. Человек начинает много и праздно, то есть попусту, говорить, во-первых, когда он ничем не занят. Если человек пользуется словом небрежно, оно утрачивает ту силу, которая ему принадлежит изначально. Господь говорит в Евангелии о том, что за каждое праздное слово мы должны будем дать ответ в День Суда. Потому что слово есть некий уникальный инструмент, данный нам, в первую очередь, для общения с Богом: ведь когда мы Богу молимся, то свою молитву облекаем в словесную форму.

Молитва может заключаться и в чувстве сердца, не требовать слов, но это бывает достаточно редко: это состояние, которого человек далеко не всегда достигает. И мы живем в мире, где всё это происходит. Но еще страшнее, когда это происходит с нами самими, когда мы настолько небрежны со своим собственным словом. Почему это связано еще и с духом уныния? Когда мы находимся в угнетенном состоянии, хочется говорить о чем-нибудь, чтобы это состояние прошло или отошло. Но зачастую это проблемы не решает, потому что проблема находится глубоко в нашем сердце и разговор с другими людьми не спасает нас.

Почему празднословие бывает связано и с любоначалием? Потому что человек, который стремится к начальствованию, тоже зачастую очень любит поговорить. Он любит учить, он любит объяснять, он любит командовать, руководить, распекать и прочее. Нередко такого рода речи тоже бывают праздными. Вообще нет такого греха, в который бы человек впадал так удобно, как в грех празднословия. И наверное, нет среди нас ни одного человека, который бы этим грехом не согрешал. Всё более теряется сегодня представление о том, что вообще такое добродетель целомудрия. Когда преподобный Ефрем заканчивает просить избавить его от того, чего он не хочет, он обращается к Богу с прошением о том, чтобы Он даровал ему крайне важные для спасения добродетели. И просит он прежде всего дать ему дух целомудрия.

Когда говорим о целомудрии мы, люди верующие и так или иначе церковные, то мы в целом понимаем, что речь идет о добродетели, которая противоположна жизни распущенной, нечистой и греховной. Но значение этого слова, как и значение этой добродетели, гораздо более широко: тут подразумевается некое целостное мудрование, состояние, когда человек мудрствует, то есть мыслит, думает, цельно. Затем просит преподобный Ефрем, чтобы Господь дал ему дух смиренномудрия. Наверное, каждый из нас хорошо о себе знает, до какой степени он бывает «смирен». Господь заботится, печется о том, чтобы мы хотя бы в малой степени смирение приобрели. И вот когда мы просим о том, чтобы Он нам дал дух смиренномудрия, что это означает на самом деле? Это означает, что мы просим Господа послать нам людей, обстоятельства, ситуации, которые будут нас смирять. На самом деле в смиренномудрии заключена огромная свобода. Добродетель смиренномудрия очень тесно сопряжена с целомудрием.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что там, где последовало падение, прежде водворилась гордость, и именно она лишила человека сил, необходимых, чтобы противостоять греху. Впрочем, порой мы видим, что и очень гордые люди в этой жизни преуспевают, и преуспевают значительно, но это происходит тогда, когда человек упорствует в своей гордости в такой степени, что Господь как бы оставляет его. В чем заключается оставление Богом человека? Иногда нам кажется, что это выражается в том, что на человека сыплются самые различные беды, болезни, какие-то невзгоды. Так что когда человек борется с той страстью, которая противоположна целомудрию, и никак не может с ней совладать, он должен всегда посмотреть: а нет ли в нем гордости, с которой он не борется? Если человек начинает бороться со своей гордыней, то, как правило, он начинает преуспевать и в целомудрии. Нужно терпеть всё то, чем ежедневно встречает нас мир.

Затем преподобный Ефрем просит, чтобы Господь даровал ему дух терпения. Без терпения вообще в принципе невозможно спасение человека. Господь говорит в Евангелии: «в терпении вашем стяжите души ваша», то есть терпением вашим спасайте души ваши. Что нужно терпеть для того, чтобы спастись? Когда у человека не хватает пищи, то он выходит из своего дома, то есть когда у человека не хватает смирения, то он выходит из состояния терпения: тогда он взрывается, тогда он гневается, тогда он обрушивается на тех, кто его окружает, или на самого себя, если его никто не окружает. И наконец, просит преподобный Ефрем, чтобы Господь даровал ему дух любви. Павел, что и вера важна, и надежда важна, но любовь выше всего. Потому что настанет время, когда в вере уже не будет необходимости и в надежде не будет необходимости тоже. Это время, когда мы предстанем перед Богом и встретимся с Ним лицом к лицу.

А восходит человек к любви именно через эти добродетели: целомудрие, смиренномудрие и терпение. Потому что если человек не целомудрен, то он, на самом деле, не умеет любить. Он может вожделеть, он может желать, он может пользоваться, но любви в этом не будет. Если человек не умеет смиряться, то, опять-таки, какая может быть любовь? И завершает свою молитву преподобный Ефрем прошением о том, чтобы Господь дал ему зреть свои согрешения и не осуждать брата своего. Это две опять-таки теснейшим образом взаимосвязанные просьбы. Почему просит преподобный Ефрем о том, чтобы Господь дал ему видеть его грехи? Почему ему, при всей его внимательнейшей подвижнической жизни, не было достаточно собственных усилий, чтобы увидеть свои согрешения?

Потому что слово есть некий уникальный молитву преподобного ефрема сирина господи и владыко живота моего, а одним из самых опасных мест является дорога.