Молитвы вечерние для начинающих

Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы.

молитвы вечерние для начинающих

Подробней в видео:

Русская Православная Церковь сейчас использует Иерусалимский устав, составленный в VI веке преподобным Саввой Освященным. Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.

Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье. Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы.

Молитвы вечерние для начинающих

По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований, которые по Уставу нужно служить в разное время. Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить.

Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Но тут же делает оговорку: «Кто не может выдержать два дня без пищи, да едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Но практически никто не может внятно сказать, что это такое.

Однако использовать эту информацию без примеров сложно. Давайте посмотрим, что Типикон предлагает на трапезу монахам. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода воздержания. Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться.